
Ученые Института археологии РАН при раскопках в Георгиевском соборе
Юрьева монастыря в Великом Новгороде обнаружили множество фрагментов
фресок, относящихся к первой трети 12 века, в числе которых были
наиболее ценные для ученых – лики святых, сообщается в пресс-релизе
института. Исследователи рассчитывают воссоздать из этих находок
целостные композиции, что позволит открыть новое «окно» в мир
древнейшего русского искусства.
Новгородская археологическая экспедиция ИА РАН в этом полевом сезоне
проводила масштабные раскопки в алтарной и подкупольной части
Георгиевского собора – одного из древнейших соборов Руси, его
строительство было начато в 1119 году. В результате были обнаружены
древние конструкции, в частности, синтрон – епископская скамья в главном
алтаре, плиты древнего пола, древние престолы, а также уцелевшие в
нижней части стен фрески с декоративными орнаментальными композициями,
изображающим полированный мрамор.
Однако наиболее интересные были сделаны при переборке и просеивании
отвалов из вынутого при раскопках грунта – это огромное количество
фрагментов первоначальной живописи собора, относящейся к 1120-м годам.
Среди этих фрагментов было несколько ликов, которые дают представление о
стиле и направлении росписи собора, а также надписи-граффити.
«Находка даже фрагмента лика или орнамента из другого, неизвестного до
того комплекса, воспринимается как сенсация. И каждый, даже
незначительный, фрагмент дополняет общую картину развития древнерусской
фресковой живописи, делает ее сложнее и богаче. В лике же сосредоточена
вся философия, весь внутренний мир той эпохи. Такая находка – это окно в
прошлое, это возможность еще раз увидеть художественные и духовные
идеалы далекого времени», – говорит руководитель экспедиции Владимир
Седов.
От домонгольского времени практически не сохранилось целостных
древнерусских фресковых комплексов. Полностью дошли до нас лишь росписи в
соборе Мирожского монастыря в Пскове, и частично в некоторых других
храмах и монастырях Новгорода, Старой Ладоги, Владимира и Суздаля.
Найденные теперь в Георгиевском соборе росписи не похожи на остальные
новгородские росписи первой половины 12 века – судя по всему, храм был
расписан массой мелких фигур с небольшими ликами, это был грандиозный
сонм святых, считают исследователи.
«Живопись очень «графичная», то есть там не так много цвета, а много
контура. Это необычная черта. Это находит параллели в некоторых
византийских памятниках конца 11 века. Но мы не можем с уверенностью
сказать, были ли это византийцы или русские художники. Надписи на
фресках сделаны по-русски. Для некоторых этого достаточно, чтобы сделать
вывод, что художники тоже были русские», – отметил Седов.
Общее число найденных фрагментов фресок составляет сотни тысяч, хотя в
процентах от предполагающейся площади живописи древнего собора он
составляет всего 7–10%.
По словам Седова, все найденные фрагменты будут исследованы, и есть
шанс, что из них удастся собрать одну или несколько целостных
композиций. Кроме того, ученые в следующем году рассчитывают продолжить
раскопки как внутри, так и с внешней стороны, у стен собора, где также
могут быть фрагменты фресок.
Источники: km.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий