
Шесть фрагментов свинцовой таблички с загадочной надписью на
древнегреческом языке были приобретены Музеем Гетти (J. Paul Getty
Museum), Лос-Анджелес, в 1981 году. Лишь тридцать лет спустя, в 2011
году, было опубликовано первое предварительное издание текста надписи, а
более полное издание все еще ожидается в научном мире.Тем временем
Кристофер Фараоне, профессор классической филологии Университета Чикаго,
организовал семинар и конференцию, посвященные исследованию надписи.
Семинар, на который собрались ведущие специалисты Америки и Европы,
состоялся 5 ноября 2010 года на вилле Гетти в Малибу. По результатам
семинара недавно вышел сборник
под редакцией Кристофера Фараоне и Дирка Оббинка «Гекзаметры Гетти:
поэзия, магия и мистерия в древнем Селинунте». В настоящее время это
самое современное и наиболее полное исследование загадочной надписи.
В сборник включены фотографии фрагментов, греческий текст и английский
перевод. Среди авторов - ведущие ученые в области древнегреческой
религии и литературы, в том числе Ян Бреммер, Иэн Разерфорд, Ричард
Дженко, Альберто Бернабе, Д. Оббинк и К. Фараоне.
Происхождение и дата свинцовой таблички неизвестны, но ученые считают,
что диалект древнегреческого языка и алфавит, которым записан текст,
указывают на город Селинунт – древнюю колонию, основанную греками на
Сицилии в VII в. до н. э, известную как родина поэта и философа
Эмпедокла. Предположительная дата создания надписи – вторая половина V
в. до н. э. Основная гипотеза о цели этой таблички – магический ритуал
для защиты дома или города от какой-то опасности. Заклинание сочинено в
дактилических гекзаметрах – отсюда название «гекзаметры Гетти».
Ранее подобные таблички с надписями были найдены в разных частях
греческого мира – на Сицилии, в Локрах, западной Греции и на Крите.
Табличка Гетти выделяется среди них, так как она лучше сохранилась и
содержит более длинный текст (всего около пятидесяти стихов). «Текст
Гетти позволяет проследить, как греки сочиняли поэзию в гекзаметрах,
затем устно передавали ее и сохраняли в письменной форме на свинцовых
табличках», - отмечают во вступлении к сборнику издатели Д. Оббинк и К.
Фараоне.
Табличка Гетти поднимает вопрос о том, кто и зачем использовал
магические заклинания в классическую эпоху. Были ли они элементом
публичного магического ритуала или частной домашней практикой?
Интересно, что в табличке Гетти сохранились ранние версии поздних
древнегреческих заклинаний, известных как Эфесские письмена (Εφε´σια
Γρα´μματα). Павсаний и Плутарх сообщают, что этот набор лишенных смысла
букв и слов находился в храме Артемиды Эфесской и произносился для
изгнания бесов или одержания победы. Из текста таблички Гетти следует,
что изначально эта “абракадабра” представляла из себя осмысленный
поэтический текст, который позже превратился, по-видимому, в
невразумительные сочетания букв.
Кроме того, в надписи Гетти содержится интересный, но загадочный
рассказ о козе, спутнице Деметры, которая спускается из сада Персефоны
для дойки. Затем появляется богиня Геката с факелами и уводит за собой в
ночь некого бога, личность которого невозможно установить из-за лакуны.
Упоминание этих трех богинь позволяет предположить, что текст мог иметь
отношение к мистериальным культам, таким, как Элевсинские мистерии.
Другое божество, которое упоминается в надписи четыре раза через равные
промежутки текста, это Пеан, целитель и защитник, который почитался в
античности наряду с Аполлоном и Асклепием. И. Разерфорд предполагает,
что жанр древнегреческой лирической поэзии пеан мог возникнуть из
подобных ритуальных заклинаний и лишь позднее оформился в хоровые песни
со своеобразной метрикой и мифологическим нарративом, которые сочиняли
поэты Пиндар и Вакхилид.
Источники: polit.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий