Индейцы мочика приносили в жертву военнопленных из далёких долин, о чём
свидетельствует анализ костей и зубов несчастных. Захороненные в ямах
останки — изуродованные, расчленённые — помогают понять, как велись
территориальные войны на засушливом северном побережье Перу в 100–850
годах, пишет National Geographic.
Дискуссия о человеческих жертвоприношениях в культуре моче ведётся в
основном вокруг вопроса о том, были ли это ритуальные убийства знати или
же жизни лишались обыкновенные военнопленные, поясняет соавтор нового
исследования Джон Верано из Тулейнского университета (США).
Моче оставили после себя не только керамику и оросительную систему, но и
гигантские глинобитные насыпи, в которых порой встречаются фрески,
изображающие пленников. Кроме того, мы видим, как в жертву приносятся
обнажённые и связанные мужчины. Жрецы и жрицы предлагают
сверхъестественным силам отведать жертвенной крови.
Среди самых крупных «курганов» — Уакас-де-Моче, расположенный близ
современного перуанского города Трухильо. Он состоял из трёх платформ с
коридорами, площадями и храмами. В период его расцвета (около 600 года)
там жили примерно 25 тыс. человек. На вершине холма стояли два больших
храма — Уака-де-ла-Луна (Храм луны) и Уака-дель-Соль (Храм солнца).
В этом месте найдены останки приблизительно семидесяти человек,
принесённых в жертву, то есть обряды такого рода практиковались довольно
часто. Одного этого достаточно, чтобы предположить, что резали
захваченных в плен воинов, а не представителей верхушки общества,
которых в силу относительной малочисленности могли убивать лишь время от
времени. Зачем? Чтобы ублажить высшие силы. Трупы выставлялись на
всеобщее обозрение, а затем сбрасывались в ямы.
Кроме того, принесённую в жертву знать не будут хоронить кое-как, а их
останки не станут калечить и оставлять стервятникам, чтобы потом
сделать, например, чашу из черепа. Всё это наводит археологов и
историков на мысль о том, что обитатели Уакас-де-Моче обладали
имперскими амбициями и вели агрессивную внешнюю политику.
Город был обнаружен полвека назад, и поначалу археологи думали, что
нашли столицу долголетней империи. Однако теперь становится ясно, что в
действительности это был город-государство, стремившийся расширить своё
влияние и постоянно воевавший с соседями, которые ничем в этом отношении
от него не отличались.
Марла Тойн из Университета Центральной Флориды (США) и её коллеги
подтвердили догадку, проведя анализ изотопов кислорода в останках 34
человек, одна часть которых похоронена в приличных могилах, а другая —
просто в ямах. В числе последних — молодые люди, у которых перерезано
горло и не хватает нескольких костей.
Вода, которую мы пьём при жизни, оставляет особый кислородный след в
костях и зубах, что позволяет после нашей смерти определить, в каких
местах мы выросли и где жили в последние десятилетия. Таким образом
удалось выяснить, что в опрятных могилах лежали представители местной
знати: все они пили воду из соседней реки, чего не скажешь о тех, чьи
останки оказались в ямах. Сам факт того, как относились к этим жертвам и
их телам, красноречиво свидетельствует о «базисе», на котором жители
Уакас-де-Моче строили свою империю.
Интересно, что анализ костей знатных женщин, тоже похороненных на
территории храмов, показал, что они в основном родились в других местах.
По-видимому, у моче была принята так называемая патрилокальная семья,
то есть города обменивались невестами. Аналогичная система сохранилась
среди некоторых индейцев Перу до сих пор.
Результаты исследования будут опубликованы в издании Journal of Archaeological Science.
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий