Летнее солнцестояние — один из поворотных пунктов года. Издревле все
народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас это —
Иван Купала. Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и ещё через
несколько дней «Петры-Павлы» сливались в один большой праздник,
наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому
включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных
примет, гаданий, легенд, поверий.
Иван Купала — праздник очень древний. Памятники древнерусской
письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни его уходят еще
глубже, в первобытные для славян времена. У наших древних предков
существовало божество Купало(а), олицетворяющее летнее плодородие. В его
честь вечерами распевали песни и прыгали через костер. Со временем это
обрядовое действие трансформировалось в ежегодное празднование летнего
солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию и
народную фантазию. В народном варианте Иваном божество Купало стало
называться после введения на Руси христианства в честь Иоанна
Крестителя, чье рождество праздновалось в этот день.
6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательно мылись в банях. Совмещая в
себе стихии огня и воды, баня олицетворяла стремление к очищению через
огонь и воду. Кроме того, именно в день Аграфены Купальницы
заготавливали веники на весь год.
С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления о неимоверных
богатствах природы. Люди ждали не только богатого урожая, но и еще
большей щедрости — успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так рождались
многие легенды. Самая распространенная из них повествует о том, что в
день Ивана Купалы многие растения приобретают особую целебную силу.
Главное место занимал папоротник, который в эту ночь якобы цветет
чудесным огненным цветом, указывая таким образом на зарытый в этом месте
клад.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них
плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее.
«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, — писал один из
этнографов XIX века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская
деревенщина». Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры,
устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно
играли в горелки.
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания,
связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день,
высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в
другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в
затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии,
употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Праздник Ивана Купалы был присущ не только русскому народу. В Литве он
известен как Ладо, в Польше — как Соботки, на Украине — Купало или
Купайло. От Карпат и по всей Руси в ночь с 6 на 7 июля все отмечали этот
мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник
Ивана Купала.
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий