Особенностью сохранившейся планировки старой части Александрии есть звездные перекрестки. Горожане, как автомобилисты так и пешеходы, их хорошо знают. Проезжать и переходить их не просто, но, если посмотреть на них с неба, то они, действительно, похожи на пяти и шестилучевую звезду.
Первый перекресток находится в районе Братской могилы, второй - «возле слепых». (Этим некорректным местным топонимом в городе издавна называют район бывшей пуговичной фабрики и общежитий УТОСа.)
Третий звездный перекресток – выше здания районной государственной администрации. Там даже сохранился кусок старинного дорожного покрытия. Булыжник из красного гранита, отполированный множеством колес, отлично смотрится мокрым, после дождя или в зимнюю оттепель. Эта брусчатка, не закатанная под асфальт, позволяет ощутить городской колорит ХІХ-ХХ веков.
Третий звездный перекресток – выше здания районной государственной администрации. Там даже сохранился кусок старинного дорожного покрытия. Булыжник из красного гранита, отполированный множеством колес, отлично смотрится мокрым, после дождя или в зимнюю оттепель. Эта брусчатка, не закатанная под асфальт, позволяет ощутить городской колорит ХІХ-ХХ веков.
Возникли эти перекрестки не волею случая, а благодаря творчеству неизвестного нам, но, безусловно, талантливого проектировщика.
Перекресток у Братской могилы (бывший половецкий/скифский курган) образован пересечением улиц Дибровы (бывшая Перекопская, потом Ингульская) и Калинина (бывшая Ганнибаловская). Пятый, косой луч, добавляет улица Примакова (бывшая Полтавская), упирающаяся в задворки швейной фабрики.
На той же улице Дибровы, при ее пересечении с Пролетарской (бывшая Николаевская), пятым и шестым косыми лучами выступает улица Розы Люксембург (бывшая Херсонская). Она начинается от забора 11-й школы (ныне ЛИТ) и заканчивается у дома Чижевских (ныне районная библиотека) и сквера возле дворца пионеров (бывшая городская управа).
Относительно проспекта, эти два перекрестка симметричны друг другу. Это остатки старой планировки города, которая сама по себе есть уникальным объектом и памятником градостроительства ХІХ века. Структура улиц, их взаиморасположение позволяет восстановить образ города так же, как окаменелый скелет позволяет реконструировать образ давно исчезнувшего существа. А «скелет» нашего города - весьма полезен для изучения. И не только архитектуры…
ПЛОЩАДЬ
Именно здесь наиболее полно прослеживаются особенности архитектурной истории нашего города.
Та площадь, на которой сейчас ставят городскую елку, раньше называлась Соборной площадью. Это подчеркивалось не только величественным собором, но и пространственным оформлением подходов к нему. На проекте 1784 года, как и на плане города 1872 года, Соборная площадь с расходящимися от нее улицами напоминала солнце с восемью лучами, вписанное в квадрат.
Можно также усмотреть в чертеже площади сложный символ, образованный наложением креста св. Андрея на греческий крест.
Но, так или иначе, а в перспективе восьми (!!!) городских улиц до 1934 года можно было видеть Храм. Соборная площадь архитектурно-пространственно воплощала поговорку: «Все дороги ведут к Храму» и фразу из Библии: «Бог есть Свет» (1, Иоан.1:5).
Да, глядя на план, понимаешь задумку архитектора: площадь своими расходящимися улицами как бы простирала руки. И призывая к себе, и отдавая себя. Кроме того, перезвон храмовых колоколов на площади заполнял весь город, «вплывая» в него по радиальным улицам, как по акустическим каналам. Даже сегодня, подымаясь от ДК ЭТАЛа по косой улице Розы Люксембург к спортплощадке ЛИТа видно, как естественно она, улица, вростала-выростала из площади. С 60-х годов ХХ столетия от площади эту улицу отделяет здание ресторана «Шахтер». (Какая ирония, ресторан - поперек дороги к воспоминаниям о разрушенном Храме! Зафиксированная в камне и на местности идеологическая диверсия, следы которой не скрыть!). Абсолютно подобной Соборной, была задумана на проекте и Провиантская площадь (ныне Кирова) со своим собором. Между площадями было восемь эталонно-равных городских кварталов, по четыре на каждый из берегов Березовки. Это так называемая сетчатая планировка.
Таким образом, звездоподобные перекрестки, которые сохранились до нашего 2013 года, - это остатки частично реализованного проекта города 1784 года. Согласно проекту «Занимая оба берега Березовки, Александрия получала два равноценных центра и состояла из двух одинаковых уличных систем. Зеркально повторяя друг друга, эти системы обладали общими меридиальными улицами».*
Полностью проект не был реализован, но на плане, утвержденном в 1872 году, ясно видно попытку архитекторов сохранить зеркальность двух городских центров - двух площадей и радиальные улицы, расходящиеся от них.
Полностью проект не был реализован, но на плане, утвержденном в 1872 году, ясно видно попытку архитекторов сохранить зеркальность двух городских центров - двух площадей и радиальные улицы, расходящиеся от них.
От следующей пары перекрестков (со стороны музея) следов осталось меньше. В районе стоматологии следов нет, но во дворе общежития «Юность» косо стояла казарма (разрушена в 1980-х), обозначая направление исчезнувшей улицы.
Симметрично ей располагаются остатки другой улицы (Примакова), начинающейся от здания районной администрации и упирающейся в задворки садика № 18 и музыкальной школы. Там сейчас маленькая церквушка. Далее улица разрывается площадью, в центре которой - тоЁолка, тоЛєнін!
Симметрично ей располагаются остатки другой улицы (Примакова), начинающейся от здания районной администрации и упирающейся в задворки садика № 18 и музыкальной школы. Там сейчас маленькая церквушка. Далее улица разрывается площадью, в центре которой - тоЁолка, тоЛєнін!
Потом улица Примакова снова «выныривает» за кинотеатром «Жовтень», из забора швейной фабрики. (Какое убожество архитектурной мысли было в совдепии! Или, наоборот, иезуитская мудрость?)
ДОМА-КОРАБЛИ
Специально для этих александрийских перекрестков проектировались особые дома. Подчеркиваем, не дома со срезанным углом и диагональным крыльцом-входом, таких в Александрии было много, а именно треугольные в плане здания, с выступом, напоминающим нос (корму) корабля.
Сохранилось таких домов на наших перекрестках три. Пара одноэтажных домов у Братской могилы и великолепное двухэтажное здание медучилища, в районе гимназии на улице Дибровы.
Именно оно, своим суженым фасадом, более других напоминает могучий крейсер. Высокий «форштевень» этого дома-корабля как бы рассекает каменные волны булыжной мостовой, оставляя справа «буруны» улицы Пролетарской, а слева - Розы Люксембург.
Именно оно, своим суженым фасадом, более других напоминает могучий крейсер. Высокий «форштевень» этого дома-корабля как бы рассекает каменные волны булыжной мостовой, оставляя справа «буруны» улицы Пролетарской, а слева - Розы Люксембург.
Безусловно, что и здесь под асфальт закатано старое покрытие. А раз так, с уверенностью можно сказать, что в Александрии ХІХ столетия среди волн каменной мостовой возвышались дома-корабли.
Для степного городка это было не просто красиво. Эти дома, наверняка, пробудили романтические мечтания не у одного александрийского гимназиста.
Для степного городка это было не просто красиво. Эти дома, наверняка, пробудили романтические мечтания не у одного александрийского гимназиста.
Хотя, достаточно и одного, Леонида Чернова-Малошийченка (1899-1933), с его кругосветным плаваньем, книгой «Кобзарь на мотоциклі», работой в украинском театре, на радио и в кино…
Похожее произошло и с юным Александром Грином в сухопутной Вятке. Там, после встречи с моряком, мальчишка всерьез размечтался о море и дальних странах. И тоже – получилось!
Дом-корабль в маленькой Александрии – больше чем архитектурный шедевр! Сходство здания с кораблем особенно подчеркивал вынесенный еще дальше, вперед, на самую «корму» - балкон. Создавая образ и капитанского мостика и места для впередсмотрящего. (Или гарпунера…)
БАЛКОНЫ
А то, что балкон там был, подтверждают как старые фотографии, так и старожилы, и участники недавних реставрационных работ.
И суженый фасад, и балкон специально были спроектированы именно для этого городского района. Украшением было и ограждение балкона, его витая, узорчатая решетка. Безусловно – это художественная работа с металлом. (Она весьма отличается от стандартной балконной решетки 5-ти или 9-ти этажного дома.)
Можно только представлять, что чувствовал не лишенный воображения ребенок, стоя там (даже не в матросском костюме). Просто вышедший из комнаты и, вдруг, вознесенный на гребень волны-мысли. На высоту, над суетой…
Подобных домов много. Есть, к примеру, дом в Черновцах. Его там так и называют - «шифа» (от немецкого «dasSchiff - корабль»). Это одно из самых популярных мест в Черновцах, ставшее, наряду с университетом, его визитной карточкой. Похожие дома известны и в нашей «южной Пальмире», в Одессе.
«Слово балкон происходит от итальянского balcone - балка, выступающая из стены и огражденная (решеткой, балюстрадой или парапетом) площадка на консольных балках (деревянных, стальных, железобетонных) …на фасаде или в интерьере.
Балконы как элемент сооружения зародились на Востоке. В Европе балконы появились в средние века в оборонном (машикули) и церковном (кафедры) зодчестве. В архитектуре Возрождения и барокко балкон стал важным элементом ритмико-пластической организации стены» (БСЭ). Хорошо, если и вы, читая эту словарную статью про балкон, ощутили, что живете на юге…
Балконы были не только украшением стены. Балконы были элементами престижа и роскоши. И в Александрии тоже. Все значимые здания города имели балконы. К примеру, зеркально смотрели друг на друга балкон гостиницы «Бристоль» (бывшая школа № 1, не сохранилась) и балкон ныне здравствующего здания треста, перекресток Соборной – Почтовой (сейчас пр. Ленина-ул.Первомайская).
Зеркально отражались башенки и диагональные входы на здании аптеки и дома Соболева (довоенный дворец пионеров и аптека, оба здания не сохранились).
Интересны сохранившиеся балконы и их решетки на здании культпросвета и пятой столовой, ресторана «У Яши». Балкон «У Яши», заметьте, не только отреставрированный, но и доступный для посетителей.
Картошку и консервацию на этих балконах, скорее всего, не хранили. Белье тогда, надо думать, на балконах тоже не сушили.
На балкон выходили - предстать перед людьми, продемонстрировать статус, а не только отдохнуть… Но в Александрии был еще один нюанс.
Заглянув в энциклопедию Брокгауза, нашел просто забавную статью о балконах.
«Когда балконы делаются в наших городских домах, то им можно придавать сравнительно небольшие размеры (…) потому, что ни климат наш, ни городской воздух не располагают вовсе к продолжительному пребыванию на балконе; балкон бывает нужен лишь для того, чтобы выйти на него на несколько минут отдохнуть от комнатной духоты, посмотреть на случайно проходящую процессию или какой-нибудь любопытный случай на улице; следовательно, балкон будет вполне достаточных размеров, если на нем можно так поставить стул, чтобы сзади был свободный проход (вершков 8 — 12), а спереди можно было удобно сесть, облокотясь на решетку».**
Из статьи, что следует далее, становится понятно – авторы имеют ввиду только климат России, и город Петербург. Специально измерив доступный балкон культпросвета (ширина - 1,8 м, длина - 2,7 м), приходим к следующим выводам. Александрийские балконы своими размерами свидетельствуют о совершенно ином образе жизни наших домовладельцев. Размеры сохранившихся александрийских балконов ХІХ-ХХ веков позволяют с уверенностью сказать, что архитекторы предназначали эти балконы явно не для одного стула и пары минут.
Балкон был многофункционален. Его, при желании, использовали как столовую (спокойно можно разместить обеденный стол и шесть стульев), детскую, гостиную, рабочий кабинет… А желания такие были с весны и до осени… С Пасхи до Покровы…
Дамы в пышных платьях, мужчины в мундирах, гимназистки и гимназисты, одетые по форме – хорошо смотрелись на этих балконах. Да и воображать себя героем или героиней «Ромео и Джульеты», с такими балконами им было проще.
Башни и башенки с Почтовой улицы (ныне Первомайская)… Здание культпросвета, Треста, пятой столовой, ресторана «У Яши», старое здание медучилища... Это часть былой городской «флотилии». Пока еще порт приписки этих домов–кораблей: Александрия, Украина. Жаль будет, если наше архитектурное наследие «уплывет» в небытие. Это наследие - свидетельство высокой градостроительной культуры. Нынешним жителям города нужно просто толково распорядиться этим ресурсом. Думаю, что «астрономическое» название этой статьи вполне оправдано. Призыв помнить о красивом: море, небе, звездах – изначально присутствующий в городской планировке (даже в измененном людьми и временем виде) – все еще звучит в домах и улицах Александрии.
Валерий Жванко
Комментариев нет:
Отправить комментарий